понедельник, 1 февраля 2016 г.

Оффшоры в России

29 апреля 1991 года швейцарская компания Riggs Walmet Group вышла на постсоветский рынок с предложением по организации оффшорных компаний. Таким образом, впервые российские бизнесмены получили возможность задействовать оффшорные компании в своем бизнесе. От Riggs Walmet Group предлагался полный комплекс услуг: не только регистрация компании «под ключ», но и обслуживание деятельности — внесение ежегодных взносов в госбюджет, услуги секретаря по обработке нерегулярной почты, организация ежегодных собраний акционеров, балансовые отчеты и так далее. По тем временам и международным меркам стоимость услуг швейцарской компании была весьма высока: $4800 за регистрацию и по $1100 ежегодно за обслуживание деятельности. Но и конкурентов у них не было. Прошло немного времени и предложения подобного рода услуг расширилось, в результате роста конкуренции стоимость регистрации оффшора упала до $500.


Все оффшорные схемы опираются на широкие возможности, которые предоставляют международные соглашения об исключении двойного налогообложения. В России, например, весьма популярна практика использования оффшорных компаний для международных инвестиций. Филиалы и дочерние структуры созданы, как правило, в составе крупнейших отечественных финансово-промышленных групп и корпораций, а те, в свою очередь, в своей повседневной финансовой деятельности активно используют большое количество оффшорных фирм. В последнее время оффшорные схемы задействуются не только в договорах купли-продажи, но и при получении лизинговых комиссионных. Трастовые, страховые и другие договорно-правовые формы осуществления сложных коммерческих сделок тоже активно включают в себя оффшорные схемы перемещения финансов для повышения эффективности. В процессе финансирования российских проектов из-за рубежа практически всегда участвуют специализированные компании, расположенные в зонах налоговых льгот. Да и российские банки наряду с крупными финансовыми компаниями используют оффшоры в ходе своей деятельности на мировых рынках ценных бумаг.

На стадии формирования транснациональных хозяйственных систем в настоящее оффшорные компании всегда встраиваются в сеть внешних филиалов российских предприятий. В данном случае оффшорные схемы нацелены на преодоление налоговых барьеров чужого государства.

Очевидно, что существует целый комплекс факторов, которые активно стимулируют развитие оффшорного бизнеса в России. И, хотя использование оффшоров популярно среди бизнесменов всего мира, российские финансисты обращаются к ним в основном из-за необоснованной налоговой нагрузки и неэффективности фискальной политики, неблагоприятного инвестиционного климата в стране, а также высоких инвестиционных рисков. Все это в свою очередь создает сильные мотивы к экспорту капитала за рубеж и использованию оффшорных схем для сокрытия самого факта владения инвестиционными объектами в России, и благоприятствует дальнейшей криминализации экономики и использованию оффшорных схем для отмывания доходов, полученных преступным путем.

Только в 90-е годы, как считают международные финансовые эксперты, из постсоветских стран и восточной Европы в Швейцарию были переведены миллиарды долларов. Сами швейцарцы, само собой, не считают эти вклады криминальными. Но эти деньги легко попадают в категорию «подозрительных» и, следовательно, в любой момент могут быть заблокированы по решению какой-нибудь «комиссии».


В настоящее время основной оффшорной зоной для российских бизнесменов считается Кипр. Непосредственно в банки Кипра и транзитом в другие страны ежемесячно, как оценивают все те же международные эксперты, только из РФ поступает около одного миллиарда долларов.

Непосредственно на Кипре зарегистрировано около двух тысяч российских компаний и примерно дюжина банков. Непосредственно на счетах российских оффшорных банков, которые размещены на острове, находится около 950 миллионов долларов. Но российские деньги не задерживаются на Кипре, их целью являются другие страны. В частности, они активно аккумулируются в Великобритании, где вкладываются в недвижимость. Не секрет, что российские бизнесмены активно скупают собственность и в других привлекательных странах.

По понятным причинам, оффшорные схемы вывода денег не нравятся никакому государству. РФ не исключение, и в России существуют правовые основы контроля над оффшорным бизнесом.

В соответствии с п. 10 ст. 1 и п. 2 ст. 5 Закона Российской федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» операции, связанные с приобретением зданий, сооружений, земли и иной находящейся на территории иностранных государств недвижимости или прав на указанную недвижимость (включая права пользования и распоряжения недвижимостью на сроки, проистекающие из договоров о купле-продаже так называемых «таймшеар»), регистрацией компании в странах со льготным налогообложением, в том числе в оффшорных зонах, покупка акций и внесение взносов в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации, относятся к операциям, связанным с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России.

Банком России в целях препятствования утечки капитала из страны установлен лицензионный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определен Банком России на основании п. 2 ст. 5 указанного Закона и для открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними — за исключением открытия счетов на время пребывания за границей).

Из всего вышесказанного следует, что все подобные операции (приобретение недвижимости, регистрация компании, открытие счета и так далее) являются законными только при наличии у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.

В соответствии с п. «г» ст. 13 Закона резиденты, осуществившие валютные операции, связанные с движением капитала, обязаны вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Само собой разумеется, что, не имея на руках соответствующей лицензии Центрального банка России, составлять такую отчетность бессмысленно, но это в свою очередь ведет к еще одному нарушению российского валютного законодательства, и, как следствие, — к нарушению налогового законодательства.

Весьма популярно еще одно нарушение, которое относится скорее к области таможенного права — ввоз незадекларированных при пересечении таможенной границы Российской Федерации акций иностранных предприятий в Россию, т.е. акции иностранных компаний ввозятся контрабандой.

При этом не следует забывать, что в соответствии с российским законодательством сделки, заключенные с нарушениями действующего законодательства, являются недействительными (п. 4 ст. 2 Закона), а лица, совершившие такие сделки, несут административную, уголовную или иную ответственность.

Наиболее часто к таким лицам применяются следующие санкции (п. 1 ст. 14 Закона):

    •    Взыскание в пользу государства всего полученного по недействительным сделкам;
    •    Взыскание в пользу государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Эти санкции налагаются органами валютного контроля (Центральным банком России, Правительством России в лице Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации), которые имеют право на взыскание вышеуказанных сумм штрафов и иных санкций с юридических лиц — в бесспорном порядке, а с физических — в судебном.

Следует напомнить, что Центральный банк России еще в 1994 г. выразил свое резко негативное отношение к регистрации гражданами РФ компаний в зонах со льготным налогообложением. В частности пресс-служба Банка России опубликовала 25 октября 1994 г. письмо «О порядке осуществления операций, связанных с движением капитала».

Этим препятствование государством незаконному вывозу капитала за рубеж не ограничилось. На протяжении последних лет были предприняты меры для ограничения использования оффшорных схем в хозяйственной деятельности. В частности, Центральному Банку Кипра предлагалось консультироваться с ЦБ России при решении вопросов о выдаче российским фирмам лицензии или разрешения открыть счет. Впрочем, данное требование было отвергнуто ЦБ Кипра, поскольку серьезно подрывало конкурентоспособность Кипра и ограничивало его финансовую привлекательность.

Как оказалось, кроме Центробанка РФ в препятствовании вывоза российского капитала за рубеж никто не заинтересован. Осознав, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих», Центральный Банк РФ в конце 90-х усилил контроль за деятельностью оффшорных структур на территории России, поскольку именно они играют определяющую роль в утечке капитала.

В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 года № 500-У установлен список признаков, согласно которым валютная операция должна относиться к разряду подозрительных. К ним относятся, в частности, следующие:

    •    Проценты по кредитному договору в размере более 20% годовых;
    •    Возврат аванса нерезидентом;
    •    Перевод денег в адрес нерезидента, не являющегося стороной по договору, и др.
    •    Экспорт или платежи по импорту в пользу нерезидентов, зарегистрированных в одной из оффшорных зон, согласно приложенному к указанию «черному списку» государств и территорий, где расположены оффшорные зоны.

Согласно постановлению, информацию о подобных операциях банки должны предоставлять ЦБ РФ, иначе им грозят определенные санкции: ограничения на валютные операции банка, а при неоднократных нарушениях — отзыв лицензии. При этом никто не сомневается, что переданная банками информация о так называемых «сомнительных сделках» окажется и может быть использована против клиентов правоохранительными органами РФ, хотя непосредственные санкции против клиентов, имеющих финансовые отношения с оффшорными зонами вышеупомянутым постановлением, не предусмотрены.

Указание ЦБР от 13.07.99 № 606-У предлагает кредитным организациям РФ формировать резервы под операции с резидентами оффшорных зон. Таким образом, этот документ весьма уменьшает возможности банков снизить свои налоговые платежи с использованием оффшорных схем. Если раньше банк мог переводить деньги на свои оффшоры в виде безвозвратных кредитов, приобретать его векселя и так далее, то Указание № 606-У, которое предусматривает создание банком резервов под подобные операции, практически лишает смысла данную схему уклонения от налогов.

Указание ЦБР от 26.08.99 № 634-У практически уничтожило целую индустрию конвертации рублевых средств и перевода их за рубеж, поскольку резко ограничило возможность российских банков устанавливать корреспондентские отношения с оффшорными банками и запретило открывать для оффшорных банков корсчета в рублях. Но на установление корреспондентских отношений с оффшорными банками, которые зарегистрированы официально, то есть по лицензии ЦБ, а также с центральными банками соответствующих оффшорных юрисдикции запреты не распространяются.

Надо сказать, что подобный подход к решению проблемы оффшорных зон серьезно отличается от общемирового: либо участие оффшорных центров в финансовых транзакциях на рынке капитала легально и разрешено, либо ограничения касаются любых нерезидентов (если в стране действует закон о валютном контроле), а не выборочно, как в РФ.
Попытка частично запретить оффшоры на рынке российского капитала оказалась частично эффективной: спрос на регистрацию компаний в странах из «черного списка ЦБ РФ» резко упал. Страны, не вошедшие в пресловутый список ЦБ, стали пользоваться повышенным вниманием. Ранее малоизвестные оффшорные зоны стали считаться перспективными, например, Черногория.

В качестве другой современной реакции оффшорного бизнеса на запретительные действия ЦБ РФ можно указать возросшее число сложных «составных» схем с участием оффшорных и не-оффшорных компаний, которые являются лишь «промежуточным звеном» в отношениях российской и оффшорной компаний. Допустим, российская компания заключает договор с вполне благопристойной фирмой из Великобритании, которая, в свою очередь, является всего лишь агентом компании с Британских Виргинских островов и работает за скромные комиссионные, с них и платит налоги в королевскую казну. Основная прибыль, соответственно, по этой схеме поступает в оффшорную компанию. В Европе оффшоры абсолютно легальны, поэтому составить красивую «составную» схему не составляет большого труда: российская компания заключает договор с фирмой из Англии или Германии, у которой красивые реквизиты в солидном европейском банке, которые при всем желании не вызывают подозрений у ЦБ РФ. И, тем не менее, «солидная фирма» — лишь ширма в цепочке отношений российской компании и ее оффшора. Такая сложная схема абсолютно легальна и строится в перспективе на длительное время работы, потому что требует тщательных просчетов движения капитала через банки Германии или Англии с минимальными потерями на налоги, которые в этих благополучных странах высоки. Такая сложная схема-цепочка и стоит дорого: от 10 до 20 тысяч долларов. Но крупные структуры не экономят на надежности финансовых каналов.

Существуют и более простые, но не менее элегантные схемы обхода «черного списка ЦБ РФ», использующие, например, существующие международные договоры об исключении двойного налогообложения. К примеру, в соответствии с кипрско-британским договором и с дополнительными разъяснениями британской стороны при выполнении определенных условий компания, которая зарегистрирована в Великобритании, т.е. юридический адрес, банковские реквизиты и прочее, может быть налоговым резидентом республики Кипр и платить налоги, соответственно, по кипрской оффшорной ставке 4,25%. Таким удивительным образом под респектабельной маской солидной английской компании может вполне легально скрываться банальный кипрский оффшор, если реальный центр управления этой компании находится на острове Кипр, т. е. достаточно назначить директорами компании резидентов Кипра.

Не менее элегантна оффшорная схема с опорой на соглашение об исключении двойного налогообложения, которое Нидерланды заключили с рядом стран. Схема называется «голландский бутерброд» и состоит из нидерландского холдинга и компании с Нидерландских Антильских островов, которая владеет акциями холдинга. Схема направлена на минимизацию налогов у источника и суть ее в том, что холдинг минимизирует налоги на доходы от компаний в силу заключенного соглашения об исключении двойного налогообложения, а при выплате на Антильские острова компании держателю акций они малы в силу налогового договора между Нидерландами и Нидерландскими Антильскими островами. В результате совокупный налог в Нидерландах и Антилах может составить 10,2 процента, потому что антильская компания платит и так небольшой налог, а сам нидерландский холдинг может быть освобожден от налога на доходы в виде дивидендов (при соблюдении ряда условий).

Подведем результат: частичные препоны оффшорному бизнесу в РФ только стимулируют данный бизнес к развитию и поиску новых зон и схем работы. Ужесточение контроля и санкции регистраторам оффшорных фирм приводят к возрастанию юридической грамотности и повышению квалификации этих самых регистраторов. Хотя не скроем: возрастание риска ведет за собой неизбежный рост цен на услуги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий