среда, 3 февраля 2016 г.

Международная налоговая конкуренция оффшорных зон

Налоги существуют вот уже на протяжении нескольких столетий. Они были введены фараонами в Египте, в Римской империи и в начале 11 века Великобритании. Налоги и налоговые структуры развивались и совершенствовались. Налоги устанавливались правительствами в соответствии с национальной динамикой, что привело к неравномерности налоговых структур по всему миру.

Налоги всегда рассматривались как в качестве нагрузки на жителей и предприятия страны — чем выше налоги, тем выше нагрузка. Несмотря на развитие и благосостояние общества, в бизнесе основной целью является максимизация прибыли, и история показывает, что в странах, в которых существует дефицит налоговых льгот и налоговая нагрузка высока, существует возможность оттока капитала и рабочей силы на другие территории с более низким уровнем налогов. Это явление отражает степень чувствительности физических и юридических лиц к налогообложению, а также высокую степень значимости налоговых режимов для социальной политики государства и программ, основанных на доходах, получаемых от сбора налогов.

В начале 90-х годов силы глобализации и интеграции финансовых рынков создали глобальные экономические области, где некоторые налоговые структуры оказались более привлекательными для бизнеса, особенно для мультинациональных корпораций с их ресурсами, которые они переводят и вкладывают в трансграничные операции, и тогда же финансовые режимы и законы стали конкурентоспособными. Но решить на самом ли деле налоговая конкуренция существует виду того, что: а)страны конкурируют друг с другом в области законодательства для того, чтобы привлечь иностранный капитал; б) или налоговые режимы просто отражают различия и преимущества, которые влияют на движение капитала — практически невозможно ввиду наличия оффшорных зон и международной налоговой конкуренции.

Эта мысль возникает из основ понятия налоговой конкуренции. Оглядываясь назад в начало 80-х годов можно увидеть, что налоговая конкуренция стала беспокоить европейские страны в свете усилий по объединению региона в единую экономическую систему и активизации рынка. Неравномерность налоговых структур внутри Европы рассматривается в качестве одного из главных препятствий к экономическому объединению и стабильности, в результате, как уже упоминалось ранее, тенденции рабочей силы и капитала мигрировать в страны с более полезной и выгодной системой налогообложения.

В связи с этим, одним из главных препятствий остается то, что регион ЕС столкнулся с изменениями, внесенными в налоговую структуру ЕС, которые привели к постепенному перераспределению налогового бремени от мобильных факторов производства, таких как капитал, к немобильным, таким как труд. Исследования также показали, что произошло увеличение эффективной ставки занятости населения в среднем с 35% до 42% в период с 1980 по 1997 год.

Между тем, на другой стороне полушария, корпорации испытывают большое разочарование ввиду существования Закона о банковской деятельности Гласс-Сигала 1933 года, по которому запрещена смешанная коммерческая и инвестиционная деятельность банков, комбинирование банковской и страховой деятельности. Считается, что это поощряет конфликты интересов и способствует мошенничеству в некоторых банках.

В свете вышесказанного, налоговая конкуренция была усилена путем снижения налогов и проведения стимулирующей политики как на территории ЕС, так и США. Это привело к расширению оффшорных финансовых центров, которые использовались европейцами и американцами в ответ на высокий уровень налогов, обусловленный бюджетным дефицитом, контролем за движением капитала, который осуществлялся с 1950 и 60-х годов как в США, так и в Европе в целях сокращения дефицита платежного баланса, а также жесткими корпоративными и банковскими правилами — все это привело к необходимости увеличения числа коммерческих предприятий и доходов в иностранной валюте.

Внимание ЕС в настоящее время приковано к борьбе с так называемой «международной налоговой конкуренцией», поскольку отток капитала и рабочей силы уже больше не являются проблемами, которые следует решать на региональном уровне — их нужно решать на уровне интернациональном. Откликаясь на проблему международной налоговой конкуренции, в отчете ОЭСР по недобросовестной конкуренции описана и обсуждается трансграничная налоговая конкуренция как вредное явление для социального благоденствия государств, чьи налоговые базы подвергаются опасности, а также высказывается угроза санкций тем государствам, которые приступили к разработке схем недобросовестной налоговой конкуренции для привлечении иностранного капитала и ресурсов, особенно из пострадавших стран-членов ЕС.

Ценность отчета ОЭСР заключается не только в его содержании и санкциях, которые были применены после него, но и в классификации и идентификации стран с низким или конкурентным уровнем налогообложения как «оффшорных зон». К оффшорным зонам были отнесены не только страны и территории, которые занимаются недобросовестной налоговой конкуренцией, но также были выделены те государства, которые сознательно реализуют законодательную политику, направленную на подрыв иностранных налоговых баз — и это явилось основным фактором того, что оффшорные зоны оказались в «черном списке».

Это факт значительно повлиял на меры, предпринятые в отношении оффшорных зон, занимающихся недобросовестной налоговой конкуренцией, в отличие от других стран, которые в докладе ОСЭР были отнесены к двум другим группам — страны-члены ОСЭР и страны- не члены ОСЭР. Для этих двух групп стран были выведены определения, согласно которым, они, как и оффшорные зоны, могут участвовать в недобросовестной налоговой конкуренции, а также иметь правовые или административные законы, позволяющие корпорациям сохранять свои тайны, что затрудняет обмен информацией, и предлагать номинальные нулевые ставки налогообложения для юридических и физических лиц-нерезидентов. Все вышеупомянутые три параметра первоначально были определены как признаки оффшорных зон.

Сегодня, однако, когда глобальный финансовый кризис продолжает влиять на экономику, международная налоговая конкуренция вновь стала одним из важнейших вопросов в национальной политике. Вследствие этого, оффшорные зоны, в частности, вновь попали под пристальное наблюдение налоговых органов, которые ищут способы восстановить налоговые поступления, утраченные в результате налоговой конкуренции. Некоторые аргументы против оффшорных зон содержат предположение, что налоговая конкуренция частично является причиной бюджетных дефицитов во многих странах. Опровергая этот аргумент, сторонники налоговой конкуренции настоятельно указывают на необходимость реализации правительствами эффективной и устойчивой банковской и экономической политики, вместо того, чтобы бороться с налоговой конкуренцией, которая способствует улучшению налогового режима и стимулированию людей и бизнеса.

Налоговая конкуренция зачастую воспринимается как сопутствующая глобализации, интеграции рынков и повышения мобильности капитала, информации, товаров и услуг, как следствие технического прогресса. Будучи налогово конкурентоспособными, некоторые страны способны привлечь инвесторов, создать рабочие места и стимулировать развитие за счет увеличения доходов в иностранной валюте и экспорта. Преимущества налоговой конкуренции, особенно в оффшорных зонах, дали еще один побочный эффект — правительства бедных стран смогли профинансировать возведение школ, модернизацию и строительство дорог, оказание первичной медико-санитарной помощи и поддержать экономическую стабильность в своих странах, что было обусловлено укреплением экономики. Несмотря на несомненную важность налогообложения в процессе планирования национального бюджета и социальных услуг, налоговая конкуренция, выраженная в снижении налогов, может сократить доходы государства, но и в то же время предлагает другой путь получения прибыли — путем привлечении иностранного капитала, что в свою очередь, снизит уровень безработицы и простимулирует поток денежных средств и деятельность предприятий.

Поощряя более низкий уровень налогов, налоговая конкуренция имеет потенциал сдерживания оттока капитала и рабочей силы, а также стимулирует отечественные предприятия и покупательную способность населения за счет повышения уровня занятости и увеличения потока денежных средств. Опять же, необходимость сбалансированного и комплексного подхода к борьбе с международной налоговой конкуренцией проявляется также в важности проведения разумной банковской и экономической политики. Многие считают, например, что отмена закона Гласса-Сигала позволит коммерческим банкам страховать и торговать такими финансовыми инструментами как ипотечные ценные бумаги и обеспеченные долговые бумаги, что сыграло бы важную роль в преодолении последствий кризиса. Налоговая конкуренция так же важна, как и конкуренция в предпринимательской среде — она обеспечивает эффективное и продуктивное стимулирование правительства в предоставлении качественных и доступных государственных услуг и программ в интересах людей, которые его избрали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий