среда, 3 февраля 2016 г.

Недобросовестная налоговая конкуренция

Недобросовестная налоговая конкуренция между регионами и странами на международном уровне вызывает серьезную озабоченность правительств и правительственных организаций. Если страны используют высокую налоговую нагрузку для финансирования социальных программ, то понятие недобросовестной налоговой конкуренции подразумевает под собой использование другими странами более низкой налоговой нагрузки как основного средства для увеличения доходов правительства от реализации специального налогового законодательства.

Но доходы, полученные в одной стране за счет применения практики недобросовестной налоговой конкуренции, приводят к убыткам, в той или иной форме, для другого государства, чей рынок труда и капитала зависит от страны с низкой налоговой юрисдикцией. Налоговая конкуренция — это нечто, что почти всегда неизбежно связано с неравномерностью налоговых структур и различий между странами в области политики, экономики и общественного устройства. Именно поэтому выбор одной страны пытаются навязать или продиктовать налоговой структуре другой, за исключением, вероятно, случаев, когда создается экономический блок из группы стран — тогда для формирования эффективного союза необходима однородность на различных уровнях. Таким образом обстояло дело при формировании Европейского союза (ЕС), когда регионы с более низкими налоговыми ставками были признаны конкурентноспособными и определены в качестве областей, проводящих недобросовестную налоговую политику и препятствующих созданию единого европейского рынка.

Одной из главных попыток сглаживания разногласий по поводу недобросовестной налоговой политики между членами ЕС были соглашения, которые должны были установить единообразие в налоговых системах стран. Для некоторых стран это означало снижение налогов, что, в свою очередь, вело к потере жизненно важных доходов, необходимых для финансирования и поддержания социального обеспечения и государственных учреждений. Тем не менее, недобросовестная налоговая конкуренция, обусловленная различными налоговыми ставками, до сих пор существует в странах ЕС, что связано с различной динамикой экономического роста. В 1980-х годах Великобритания считалась пионером налоговой конкуренции — налоги для юридических лиц там были снижены с 52% до 35 %. На сегодняшний день, пальму первенства держит Ирландия со ставкой налогов 12,5 %, которая является одной из самых низких в Европе. Франция и Германия, с другой стороны, являются сторонниками налоговой гармонизации и придерживаются точки зрения, что недобросовестная налоговая конкуренция должна быть исключена.

То, что считается результатом недобросовестной международной налоговой конкуренции, является, на самом деле, результатом расширения рынка капитала и повышения либерализации торговли. Это происходит потому, что экономики становятся более взаимосвязанными, транснациональные корпорации расширяют свои границы, и многие мелкие развивающиеся страны поняли, что необходимо содействовать развитию инфраструктуры, активизации создания рабочих мест и идти в ногу с глобализацией как экономики, так и политики, и юридической сферы, чтобы смягчить ее возможные последствия. Однако, вопреки распространенному мнению, это может быть достигнуто не только за счет недобросовестной налоговой конкуренции, но и посредством других факторов: более дешевой и квалифицированной рабочей силы, развивающихся рынков и новых возможностей для бизнеса.

По отношению к международному оффшорному сектору и глобализации, это означает, что стана, которая имеет современную телекоммуникационную систему и инфраструктуру, социально, экономически и политически стабильная, и с привлекательными налогами, способна получить свою долю рынка.

Говорят, что недобросовестная налоговая конкуренция получает поддержку в оффшорных зонах и оффшорных финансовых центрах, которые оказывают большое влияние на международный рынок. Но, кроме льготного финансового режима, предоставляемого иностранным юридическим и физическим лицам оффшорными зонами, оффшорные финансовые услуги представлены: оффшорным банкингом, фондами и услугами по регистрации оффшорных компаний, что вызывает новый виток в развитии бизнеса и проведении сделок. Во многом завися от развития телекоммуникационных услуг и Интернета, оффшорные услуги способствуют углублению налоговой конкуренции.

Хотя в странах ОЭСР налоговая конкуренция считается недобросовестной, но низкий уровень налогообложения в целом в мире стал отличительной чертой стран, не входящих в эту организацию, в основном из-за высоких налогов и ограничивающего налогового законодательства в ЕС И США. Попытки установить ориентиры для налоговых баз и структур в рамках ЕС, таким образом, превратились в насущную потребность достижения международной гармонизации экономик стран-участниц, поскольку их влияние больше не ограничивается одним ЕС и достигает самых отдаленных стран. ЕС отвлекся от собственных стран и обращал слишком много внимания на оффшорные зоны, которые были обвинены в недобросовестной налоговой конкуренции.

Недобросовестная налоговая конкуренция стала характеристикой оффшорных зон согласно стандартам ЕС, которые утверждали, что они стали основным местом отмывания денег, полученных от незаконной деятельности и налогооблагаемой прибыли корпораций, полученной в ЕС. Налоговая конкуренция в оффшорных зонах также была тесно связана с терроризмом, в результате чего оффшорные банки были использованы в качестве прикрытия для передачи и сохранения средств, предназначенных для финансирования террористической деятельности. В результате это всего, доклад, опубликованный ОЭСР и посвященный недобросовестной налоговой конкуренции, привел к тому, что несколько маленьких развивающихся стран, чьи доходы полностью или частично зависели от оказания оффшорных услуг, были занесены в черный список и наказаны.

Для борьбы с международной налоговой конкуренцией ФАТФ опубликовала 40 рекомендаций, которых должны придерживаться оффшорные зоны для того, чтобы устранить такие явления как: отмывание денег, финансирование терроризма и злоупотребления оффшорных компаний в сфере уклонения от уплаты налогов. В то время как ФАТФ борется за усиление международного контроля и «знание прав своих клиентов (Know Your Client Rules (KYC)), ОЭСР занята борьбой с недобросовестной налоговой конкуренцией, а ее главной целью является установление равных условий налоговой сфере и международная налоговая унификация.

Налоговая конкуренция считается вредной во многих развитых странах, которые считают, что оффшорные зоны несут частичную ответственность за содействие в выводе активов и средств из этих государств в страны с оффшорной юрисдикцией, которая разработана специально для таких операций. Для этих стран налоговая конкуренция является нездоровым и неприемлемым явлением. Согласно Tax Justice Network, этот аргумент объясняется в основном тем фактом, что для того, чтобы достичь устойчивости современной экономики, странам необходимы достаточные доходы для финансирования промышленной и социальной инфраструктуры, которая могла бы распределять богатства между богатыми и бедными — это в свою очередь, содействует справедливости и безопасности общества. Недобросовестная налоговая конкуренция также затрагивает такие вопросы как гендерное равенство, эффективное управление инвестициями, международные отношения, неравенство в обществе, международную торговлю и устойчивость развития общества.

Аргументы против недобросовестной налоговой конкуренции зачастую сводятся к утверждению, что унификация налогов может привести к «гонке вниз», когда страны будут вынуждены сократить свои налоги настолько, что им станет трудно поддерживать и финансировать программы социального развития. С макроэкономической точки зрения вопрос о налоговой конкуренции поднимает Европейский валютный союз, который утверждает, что отдельным странам следует реализовывать конкурентные налоговые структуры для того, чтобы достичь равновесия бюджета в среднесрочной перспективе и высокого роста уровня занятости в результате реализации конкурентной налоговой политики. Напротив, налоговая унификация может привести к более высокому среднему уровню налогов в ЕС (Босс, 1999 г.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий